Меню Закрыть

История восстановления самолёта Ил-2 поисковиками отряда «Обелиск»

Создан, чтобы летать. Штурмовик ИЛ-2 после почти 70 лет, проведённых в болотах Калужской области, вновь воспарил над землёй. Не для выполнения боевых задач, а как экспонат в главном военном музее Десногорска Кургане Славы. Боевая машина вновь поднялась в воздух 25 сентября – в День освобождения Смоленщины.

Фюзеляж сверкает на солнце, на хвосте алеет свежевыкрашенная звезда. Ничего и не напоминает о десятилетиях, проведённых под землёй. В 2015-м, когда десногорские поисковики из «Обелиска» отпраздновали первую победу-вырвали гиганта из болотистого плена-выглядел он совсем иначе.

Сергей Бурдов, член поискового отряда Смоленской АЭС «Обелиск»
«Бронекорпус был практически развален весь на запчасти. Только центральная часть, где кабина лётчика, была целая. Моторное отделение тоже в хлам. От крыльев одни ошмётки. Хвоста не было. То есть задней части вообще не было».

Решение восстановить самолёт приняли неожиданно, но единогласно. Хоть в эту идею, глядя на груду ржавого металла, и сами поверили не сразу.

Павел Бойков, член поискового отряда Смоленской АЭС «Обелиск»
«Поначалу были сомнения, очень большие сомнения. А потом дело пошло, начало складываться потихоньку, как пазл. А потом — назад пути не было».

Отвоевать машину у трясины было первой трудностью. Чтобы «железная птица» обрела прежний вид, требовались ресурсы и физический труд. Всем этим обелисовцы обеспечивали себя сами. Помогали коллеги по поисковому ремеслу, горожане, атомщики – все, кто разделял их патриотические чувства.

Константин Журавлёв
«Трудно переоценить тот вклад, который делают бойцы поискового отряда «Обелиск» в военно-патриотическом воспитании. Сейчас это становится более актуально».

Вера Филатова, заместитель руководителя ПО «Рубеж» г. Спас-Деменск
«Это то, что нужно нашему будущему поколению. Это история, это наше будущее. Нам нужно знать историю, чтобы двигаться дальше».

Энтузиастов вело редкостное усердие: почти 8 лет обломки странствовали по гаражам поисковиков, сменили несколько помещений. С 2019-го года обосновались в холодном ангаре без электричества. Здесь команда неравнодушных буквально голыми руками «доковывала» железную птицу. Спорили, отвечали новым вызовам.

Владимир Орешкин, член поискового отряда Смоленской АЭС «Обелиск»
«У одного одно мнение, у другого – другое. Один говорит, надо делать так, другой – так, третий – так. С другой стороны, мы объединялись и с помощью «мозгового штурма» появлялся четвёртый вариант решения проблемы, который устраивал всех».

Запчасти собирали с разных областей страны, планы и чертежи тоже. Каждый шаг требовал денег – сбрасывались из собственного кармана. Жертвовали и более ценным – личным временем, делами, семьёй.

Алексей Тимофеев, командир поискового отряда Смоленской АЭС «Обелиск»
«Хочу вынести благодарность от нашего коллектива всем, кто причастен к этому проекту. Это большой круг людей. Не только те, кто восстанавливал, но и те, кто проводил подготовку, участвовал в мероприятиях. Отдельное спасибо хочу сказать вашим семьям, которые 8 лет терпели ваше отсутствие».

Проект поддержали концерн «Росэнергоатом» и депутат Смоленской областной Думы Михаил Лосенко. Пропустить день, когда ИЛ-2 – общее детище — занял своё место на постаменте, не смог никто.

Михаил Лосенко, куратором проекта, депутат Смоленской областной Думы
«Я хочу обратиться к поисковикам. Спасибо большое! Святое дело делаете. Горжусь очень нашим Курганом. Мы помним, мы никогда не забудем!»

Павел Лубенский, директор Смоленской АЭС
«С большим уважением говорим спасибо тем парням и тем людям, которые причастны к этому. Мы гордимся! Это наша история, и мы ей пользуемся. И нашим детям, и нашим внукам – многим останется эта память».

Архивная работа помогла установить имена членов экипажа, их биографии, подробности последнего задания. Долг выполнен — дело закрыто. Поисковики восстановили не просто технику, а историю одного подвига. Рассказывать о нём и будет парящий над Курганом Славы самолёт.

Поделиться:

Смотрите также